Законодательство о регулировании рынка Форекс в РФ

закон о форекс

Вступление

До недавнего времени в России не было ни одного закона, регулирующего рынок Форекс: деятельность дилеров осуществлялась на основе Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ. 21.12.2013 года вышла исправленная и дополненная его редакция, а 16.12.2014 г. был принят Федеральный закон N 460-ФЗ — Закон о Форекс.

У вас нет времени читать всю статью? Переходите сразу к пункту №3 содержания, где собраны основные положения нового закона о Форекс в Российской Федерации.

Ниже мы рассмотрим наиболее важные вопросы, интересующие участников рынка:

  • как и кем регулировался рынок Форекс в России до 2016 года;
  • что ждет российских участников Форекс после 2016 года;
  • какую роль играют СРО и Центробанк РФ в регулировании форекс-отрасли.

Все, что касается закона, регулирующего валютный рынок Форекс, собирается и систематизируется нами здесь с 2014 года. Следите за регулярными обновлениями.

Содержание

1Первые попытки регулирования Форекс — 2012-2013 годы

До определенного момента государство не обращало внимания на российский Форекс. Летом 2012 г. Минфин РФ разработал законопроект о регулировании валютного рынка, который должен был вступить в силу с 1 января 2013 года: участники Форекс работают с обычными дилерскими разрешениями, без лицензий, с капиталом не менее 35 миллионов рублей. Компаниям без разрешительных документов планировалось запретить рекламу.

Закон о российском Форекс в 2012 году

Предполагалось, что документ расширит возможности судебной защиты компаний и их клиентов. Между прочим, Минфин рассматривал несколько вариантов регулирования Форекс, предлагалось, в частности, ничего не менять или приравнять Форекс к рынку ценных бумаг. В результате остановились на отдельном отраслевом законе. Кроме того, сообщалось, что валютные трейдеры объединятся в отдельную отраслевую ассоциацию.

Данный законопроект развития не получил, но начало было положено.

В апреле 2013 года депутатами Василием Шестаковым из комитета по физкультуре и Александром Бабаковым из комитета по международным делам в Государственную Думу РФ внесен новый законопроект о регулировании рынка Форекс. Позднее к ним примкнули депутат Андрей Мурга и глава банковской Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков.

Похожая статьяКак ЦРФИН готовился стать главной СРО форекс-дилеровИзменения в варианте, который готовят ко второму чтению: увеличены требования по капиталу и прописано обязательное участие в саморегулируемой организации не менее половины всех участников рынка, которые должны будут платить вступительные, членские и прочие взносы (например, взносы в фонд для выплат компенсаций при неисполнении дилерами своих обязательств). Законопроект был направлен не столько на защиту частного клиента, сколько на передачу контроля над рынком саморегулируемой организации — по сути, компаниям-лидерам. Предполагалось, что пострадают наиболее мелкие операторы рынка, деятельность которых не будет легализована после вступления в силу соответствующего законодательства.

Итак, Госдума на заседании 11 июня 2013 года приняла в первом чтении законопроект, который ввел определения международного и внебиржевого рынка Форекс, форекс-дилера, а также устанавил обязанность последнего разработать правила совершения операций на рынке операций с валютой. Также предусмотрено, что разногласия форекс-дилеров и их клиентов, связанные со сделками, рассматриваются в арбитражном суде.

Но главное замечание правительства к законопроекту не было учтено: документ должен сделать прозрачным ценообразование сделок. В текущей версии законопроекта осталось положение, что котировки определяет компания, хотя их параметры ее обяжут указывать в интернете.

назад к содержанию ↰

2Принятие закона о Форекс и его развитие — 2014-2016 годы

В мае 2014 года сообщается, что Закон о Форекс может быть принят Госдумой до конца весенней сессии. Однако уже тогда возникло сомнение, что это положит конец хаосу и мошенничеству в отрасли. Высокопоставленный сотрудник ЦБ (возможно, Швецов) в кулуарах высказывался за то, чтобы закрыть Forex в России либо приравнять компании, работающие в этой индустрии, к казино и выселить в специальные игорные зоны.

По мнению других, не столь радикальных, экспертов, для создания цивилизованного рынка закон вообще не требуется, нужно только обязать проводить все транзакции через биржу: будет и судебная защита клиентов, и признаваемые котировки. Форекс-компании с ними не согласны: Форекс — внебиржевой рынок, и говорить о проведении операций через биржу недопустимо, а утверждение «биржевой форекс — безопасный форекс» спорно.

Как банки и брокеры будут делить Форекс

В июне 2014 года в организации участников фондового рынка — НАУФОР — прошел круглый стол, посвященный регулированию Форекса. В нем приняли участие как представители индустрии Форекса, так и яростные критики этого рынка. Разговоры шли серьезные: и о том, кто именно должен регулировать российский рынок, об актуальных проблемах — чистоплотность брокеров, проблема признаваемости котировок и т.п.

Эти проблемы на данный момент — одна из причин, по которой банки пока опасаются предоставлять эту услугу. А в принципе они давно присматриваются к этому рынку. Инвесткомпании уже активно осваивают рынок Форекс, так как он приносит бОльшие доходы, чем фондовый рынок. Банки же традиционно более консервативны, более щепетильны в отношении рисков и привычны к жесткому регулированию Центробанка.

Но как только Форекс приобретет респектабельное лицо, банки не заставят себя ждать: они обладают разветвленной сетью, базой клиентских контактов, которым они смогут предложить еще одну услугу (страсть людей к спекулятивной игре на валюте никуда не исчезнет), у них авторитетные бренды (что произойдет с рынком, на который придут гиганты типа Сбербанка или ВТБ?). Форекс-компании могут быть «съедены» банками.

В самом Центробанке настроения в отношении Форекса разные. Часть руководителей склоняются к тому, чтобы в принципе запретить рекламу Форекса (ранее была ограничена реклама оффшорных компаний). Тогда форекс-брокеры, которые, как правило, регистрируются на офшорах, сделали себе российскую регистрацию и теперь числятся как налоговые резиденты России. Но услугу продолжают предоставлять через офшоры.

Закон о Форекс под угрозой

Лето 2014 года. Крупные форекс-компании до сих пор надеются, что в осеннюю сессию Госдума примет подготовленный ими законопроект о регулировании рынка Форекс. По их расчетам, это должно было произойти еще весной, но не произошло. Новый законопроект фактически полностью лишает права надзирать за участниками торгов единственного мегарегулятора — Банк России. Шансов, что Дума одобрит такой закон осенью, немного.

Похожая статьяКак ЦБ чуть не заблокировал сайты офшорных forex-компанийНовый законопроект призван избавить рынок форекс от «плохих парней», заключающих фальшивые сделки от имени клиентов и рисующих котировки с потолка. Основной критерий — величина компании. Требования по объему капитала, по разным версиям, 100-300 млн руб. Вводится требование об обязательном членстве в саморегулируемой организации (СРО) форекс-дилеров, аккредитованной Банком России.

На тот момент единственной СРО форекс-компаний (правда, пока не аккредитованной) был ЦРФИН. Именно ЦРФИН продвигал закон о регулировании рынка. Итак, условия членства в СРО: вступительный взнос 1 млн руб., ежемесячные членские взносы 350 тысяч рублей и единовременный взнос в компенсационный фонд в 2 млн руб. Небольшие форекс-брокеры считают, что цель авторов законопроекта — убрать с рынка «мелочь».

По мнению экспертов, в случае принятия законопроекта в этой версии, мошенников форекс станет меньше, поскольку крупные компании ведут себя гораздо приличнее. Однако он не решает проблему признаваемости котировок — уверенности в том, что они не генерируются искусственно внутри компании, а являются результатом поведения рынка.

Закон практически полностью написан в соответствии с концепцией ЦРФИН, выигравшей конкурс, организованный ФСФР. Концепция была отобрана из других проектов, представленных разными организациями и сообществами экспертов. Помимо прочих достоинств варианта ЦРФИН он оказался наиболее экономным для федерального бюджета — стоимость госконтракта по разработке концепции составляла… один рубль.

Пройдя первое чтение в Думе в мае 2013 года, законопроект получил негативное заключение главного правового управления президента. Затем его второе чтение не раз откладывалось, пока не было перенесено на осеннюю сессию 2014 года.

Закон о Форекс: кому это вообще выгодно

Итак, законопроект о регулировании Форекс фактически отдавал установление правил на этом рынке на усмотрение единственной СРО. При этом осенью Госдуме предстояло рассмотреть другой законодательный акт, внесенный и разработанный ЦБ. Он касался саморегулирования на финансовых рынках и содержал дополнительные требования к СРО: работа на рынке не менее пяти лет и членство не менее 30% представителей отрасли.

Законопроект Центробанка предотвращает возникновение «клубных» организаций, представляющих интересы лишь небольшого круга компаний, даже если это лидеры отрасли. И еще не известно, будет СРО ЦРФИН соответствовать этим требованиям. На ЦРФИН свет клином не сошелся.

ЦБ прекрасно понимает, что СРО ближе к рынку, видят ситуацию изнутри и смогут более эффективно отслеживать недобросовестное поведение участников рынка, чем сам регулятор. Законопроект о СРО на финансовом рынке предполагает обязательное членство в них. Но вот речи о полной подмене ими государственного регулирования нет. Между тем законопроект о рынке Форекс предполагает именно последнее.

Когда оба документа попадут на рассмотрение комитета по финансовым рынкам Госдумы, депутатам придется выбрать один из двух. На это противоречие указывает Алексей Тимофеев, возглавляющий НАУФОР: «Закон закрепляет модель регулирования, отличную от варианта ЦБ. В нем предусмотрено наличие только одной СРО, в отличие от проекта ЦБ, предполагающего множественность организаций и защиту от монополизации отрасли».

Перспективы рынка Форекс в России

Также глава НАУФОР указал на противоречия в регулирующих функциях Центробанка и ЦРФИНа, согласно законопроекту о рынке Форекс. «В нем столько изъятий из существующего законодательства, что ЦБ лишается большей части регулирующих и надзорных полномочий — они все передаются СРО», — недоумевает Тимофеев.

У саморегулирования на финансовом рынке большие перспективы. СРО могут, с одной стороны, не дать чиновникам задушить отрасль бюрократическими процедурами, а с другой, существенно облегчить регулятору задачу по выявлению недобросовестных участников рынка, при условии, что на рынке есть несколько СРО и они конкурируют.

Но если единственная организация, контролируемая крупнейшими компаниями отрасли, устанавливает на рынке свои правила, то это не саморегулирование, а картельный сговор. К которому, по-видимому, и стремятся форекс-компании. А картелям, как известно, надзор государства нужен только если он гарантирует им сохранение монополии. Только так.

Второе чтение проекта закона о Форекс

Итак, в ноябре 2014 года, в Госдуме подготовлен ко второму чтению проект закона о Форекс в России. Закон обязывает форекс-дилеров вести учет всех договоров и операций, запрещает одновременно заключать договоры об одних и тех же сделках с разными контрагентами на разных условиях, в одностороннем порядке расторгать договор/изменять его условия, менять цену покупки без того, чтобы изменить цену продажи, и т. д.

«Регулирование достаточно жесткое, мы где-то взяли американскую модель, где-то — элементы саморегулирования», — комментирует председатель думского комитета по финансовым рынкам Наталья Бурыкина. Но основная задача, говорит она, — в том, чтобы фиксировать сделки в ту же секунду, когда они проводятся: «Сделки должны сыпаться в репозитарий». Правда, о репозитарии в законопроекте не сказано.

закон о форекс и бурыкина

«Если обо всех сделках сообщать в репозитарий, возможность манипулирования ценами резко снизится», — считают участники обсуждении законопроекта. Они надеются, что это положение появится в документе или будет введено ЦБ. Сделки на форекс считаются высокорискованными из-за того, что заемных средств на сделки форекс-дилеры выдают порой в сотни раз больше, чем есть у клиентов. Проект позволяет давать клиенту взаймы максимум в 100 раз больше, чем у того есть на счете, — но разрешает ЦБ увеличить позицию до 200 для торговли некоторыми инструментами.

Минимум собственных средств форекс-дилера — 100 млн руб., если средств физических лиц на его счетах не более 150 млн руб.; иначе капитал должен увеличиться на 5% от суммы, превышающей 150 млн руб. «Требование завышено, ни один из российских игроков Форекс ему не соответствует, требуем тех же условий, что и для участников фондового рынка, — 35 млн руб.», — протестует зампред правления ЦРФИН Е. Машаров.

Программно-технические средства должны обеспечивать бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе путем создания резервных копий, быть в собственности форекс-брокера и располагаться в России. «Это сложно выполнимое требование, которое, надеюсь, будет скорректировано», — говорит Машаров: обычно форекс-компания покупает лицензию на использование программного обеспечения, а не сам продукт.

Наталья Бурыкина: «Я уверена, что примерно 80% всего кэша заходит на рынок Форекс не с банковских счетов, а неизвестно как». У форекс-брокеров уже нет анонимных клиентских платежей, как и диктует закон, настаивает Машаров: «Идентификация производится, даже если платеж прошел через терминал». В любом случае законопроект решает проблему: денежные обязательства по договорам с дилером исполняются в безналичной форме.

В документе говорилось, что закон о Форекс вступит в силу с марта 2015 г.

Госдума проясняет некоторые моменты в регулировании

21 ноября 2014 года всплывают новые подробности о будущем Форекс в России. Напомню, предполагается, что законопроект защитит любителей поиграть валютными курсами от недобросовестных форекс-дилеров. Согласно закону, уже принятому в первом чтении, важную роль на рынке будет играть единственная СРО форекс-дилеров. Это противоречит концепции саморегулирования финансовых рынков от ЦБ. Один из авторов законопроекта, депутат Анатолий Аксаков в интервью «Ленте.ру» прояснил некоторые моменты.

закон о форекс и аксаков

По словам Аксакова, новый законопроект приемлем для физических лиц в плане их максимальной защиты от мошенников. Надзорными органами выступят ЦБ и одна СРО. «Она должна стать организацией с соответствующими правами, обязанностями. Сейчас она существует как общественная организация, и с нее нечего спрашивать за нарушения ее участников. А когда будет реальное саморегулирование, она сможет требовать со своих участников соблюдения определенных правил и даже этических норм. Можно будет спросить с самой СРО форекс-дилеров, если она не наводит порядок».

«Организованная часть российского Форекс невелика. Для того чтобы организоваться, хватит одной СРО. Центральному Банку будет легче взаимодействовать с ней». Но в законопроекте о саморегулировании сказано, что на одном рынке должно быть несколько СРО. Анатолий Аксаков: «Можно установить такие требования к этим СРО, что будет одна. Это же дело техники. На мой взгляд, это очистит рынок от мошенников».

Аксаков о признаваемости котировок: «Мы закрепляем двойной контроль за порядком выставления котировок. Условия рамочного договора, порядок выставления котировок и подачи заявок должны соответствовать закону и примерным условиям рамочного договора (должны согласовываться с ЦБ), утвержденного СРО. Условия рамочного договора, в том числе и порядок выставления котировок, проходят две стадии контроля — СРО и ЦБ».

Аксаков цитирует законопроект: «Форекс-дилер не вправе изменять условия котировки на покупку без соответствующего изменения котировки на продажу». То есть помимо ручного контроля регулятора и СРО есть еще и законодательное ограничение. Но почему нельзя перевести все валютные торги на биржу или привязать котировки форекс-дилеров к биржевым? Аксаков возражает: «Биржа — не решение проблемы «рисованных» котировок. Именно внебиржевой характер обеспечивает форексу его особенности и специфику».

Помимо взятых с потолка котировок на Форекс есть проблема кредитной ловушки для клиента — кредитное плечо. У иных дилеров оно доходит до 1:1000. Кредит под 1000% в день. Аксаков уверен, проблема решаема: «Мы вносим поправки в закон «О рынке ценных бумаг» и прописываем там, что соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом форекс-дилеру, и размера его обязательств не может быть < 1:100».

«Кроме того, ЦБ может (в том числе и по представлению СРО) изменить величину плеча в зависимости от базисного актива производного финансового инструмента или предмета иного договора, но не может уменьшить размер соотношения больше чем вдвое. А порядок расчета размера обязательств гражданина устанавливается нормативными актами регулятора. Кроме того, требования форекс-дилера, не удовлетворенные за счет средств клиента, взятых с него в качестве обеспечения, считаются погашенными».

В ходе обсуждения законопроекта говорилось о том, что все сделки на Форекс должны фиксироваться в репозитарии. Аксаков признает, что в тексте прямых таких требований нет, но рекомендует обратить внимание на положение законопроекта, по которому форекс-дилер обязан вести учет договоров и операций в порядке и сроки, установленные Банком России.

Еще проблема — no connection to server: проблемы с сервером «по роковому стечению обстоятельств» наступают именно в тот момент, когда клиент хочет зафиксировать прибыль. Но доказать, что технический сбой имел место, невозможно. Аксаков сообщает: «В законе установлены требования к ПО форекс-дилера. Его программно-технические средства (ПТС) должны соответствовать характеру и объему проводимых им операций.

Также дилер должен обеспечивать бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе с помощью резервных копий. Форекс-дилер обязан располагать основным и резервным комплексами программно-технических средств. Эти средства должны быть в собственности форекс-дилера и располагаться на территории России. Требования к ПТС устанавливаются СРО и согласовываются с Банком России.

Что касается аннулирования результатов, в текущей редакции законопроекта прямого указания на это нет. Однако анализ положений законопроекта позволяет заключить, что обеспечение надлежащего порядка функционирования программно-технических средств возлагается на форекс-дилера. А он должен нести ответственность за неисполнение этих требований. Кроме того, проблема технических сбоев может урегулироваться актами ЦБ».

ЦБ намерен запретить банкам работу на Форекс с гражданами

Банкам придется прекратить предоставление форекс-услуг гражданам, рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Согласно новому закону совмещение банковской деятельности и форекс будет запрещено: «Я не уверен, что банкам этот бизнес нужен, — это немного казино, а не финансовый сектор, там нет реальных сделок купли-продажи валюты». К такому заключению Центробанк пришел в процессе работы над законопроектом о рынке форекс, в текст которого вносятся правки для второго чтения, рассказывает финансист.

В первом документе, представленном для обсуждения министерствам, был значительный изъян — форекс-брокеры могли торговать производными финансовыми инструментами, в т.ч. на акции, чем создавали серьезную угрозу брокерскому бизнесу, который намного консервативнее форекс-клубов подходит к предоставлению заемных средств клиенту. «Это могло бы повлечь массовый отток клиентов от брокеров, а в результате и с биржи, потому что все бы стали торговать «акциями» на форекс-кухнях», — считают эксперты.

закон о форекс и банки

Но это будет исправлено. Деятельность форекс-дилеров будет ограничена только валютными парами, утверждает Швецов. Из-за желания «ограничить плечо» бизнес форекс-дилеров и был отделен от прочих видов деятельности, поскольку ограничение плеча легко преодолевается, если компания предоставляет кредит. «Мы не хотим, чтобы у форекс-клуба была возможность давать физическому лицу кредит», — сказал Швецов. Бизнес отделяется от банковского потому, что ЦБ хочет «обезопасить физических лиц от злоупотреблений, связанных с увеличением кредитного плеча», объяснил он.

Банковские эксперты: «Ведение запрета нецелесообразно, высок риск того, что так и не будет сформировано широкое предложение услуг форекс в российской юрисдикции. Банки в большей степени удовлетворяют потребностям физлиц с точки зрения надежности и качества котирования. В случае запрета на оказание банками этих услуг есть вероятность перехода большей части клиентов в компании с зарубежными юрисдикциями». Однако, как пояснил Швецов, у банков останется возможность владеть форекс-компаниями.

Госдума приняла закон о форекс-дилерах

Госдума приняла во втором, а чуть позже в третьем чтении законопроект о дилерской деятельность на Форекс, а 29 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин его подписал. Компании смогут оказывать услуги физлицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для этого они должны иметь соответствующую лицензию и вступить в СРО. Размер собственных средств — не менее 100 млн руб. Если размер средств клиентов на номинальных счетах форекс-дилера превышает 150 млн руб., его собственные средства должны быть увеличены на 5% с суммы этого превышения.

Похожая статьяКак СРО АФД опередила ЦРФИН, подав документы в ЦБКредитное плечо не может быть меньше 1 к 50. При этом Банк России будет вправе увеличить это соотношение, но не более чем в два раза. Форекс-дилер обязан на своем сайте уведомлять о рисках, возникающих при заключении, исполнении и прекращении договоров, и об обобщенных финансовых результатах деятельности лиц, с которыми они заключены. Учредителями (участниками) форекс-дилера не вправе выступать юрлица, зарегистрированные в офшорах или у которых за нарушения была отозвана лицензия, а также работники форекс-дилера.

ЦБ также следит за порядком выставления форекс-дилерами котировок. Форекс-дилер не вправе изменять условия котировки на покупку без соответствующего изменения котировки на продажу. Функции СРО — разработка внутренних стандартов деятельности и согласование этих документов с Центробанком, допуск компаний на рынок, мониторинг деятельности своих членов, профилактика банкротства и отзыв лицензии компаний, а также досудебное рассматрение жалоб на членов СРО.

Для того, чтобы вступить в СРО, форекс-дилер должен будет разделять ценности организации (правила поведения на рынке, выполнение стандартов, предоставление достоверной отчетности и т.п.), а также перечислить 2 млн. рублей в качестве взносов в компенсационный фонд на случай, если средств компании окажется недостаточно, чтобы выполнить свои обязательства перед трейдерами при банкротстве. СРО — это защита потребителей. Если она не будет работать, регулятор лишит СРО своего статуса.

Члены СРО несут субсидиарную ответственность по обязательствам такой организации, а их взносы в компенсационный фонд освобождаются от налогообложения. Отсутствие лицензии на осуществление деятельности форекс-дилера либо неуплата взноса в компенсационный фонд служит основанием для отказа в принятии в члены СРО.

Реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна предупреждать, что они являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. И что до совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны. Публичное объявление цен и порядка их определения, а также иных существенных условий договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами.

Законопроект также уточняет, что профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие брокерскую, дилерскую (в том числе на рынке «Форекс»), депозитарную деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами и по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Похожая статьяОфшорная регистрация брокера Форекс: плюсы и минусыИностранные компании и их представительства не смогут осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в т.ч. деятельность профучастников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках либо распространять информацию о таких организациях и (или) их деятельности, в т.ч. неограниченному кругу лиц, на территории РФ.

Закон вступает в силу с 1 октября 2015 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Организации, осуществляющие на эту дату деятельность на рынке Форекс, обязаны получить лицензию на осуществление деятельности форекс-дилера и вступить в СРО форекс-дилеров до 1 января 2016 года или прекратить осуществление такой деятельности.

Обсуждение закона о Форекс на международном конгрессе в Москве

23 апреля 2015 года состоялся II международный форекс-конгресс. Представители власти, экспертного сообщества обсудили вопросы, касающиеся развития валютного рынка вообще и предстоящее регулирование рынка Форекс в России, рассмотрели проблемы российского регулирования рынка Форекс, особенности взаимодействия участников рынка и надзорных ведомств, в том числе главного регулятора — Банка России.

Поднимались также вопросы о необходимости разработки профессиональных стандартов, о защите прав клиента и форекс-дилера, разбирался вопрос взаимодействия компаний с банками и ЭПС, обсуждались номинальные счета, а также недостатки и преимущества российской юрисдикции в сравнении с иностранными. Все видеосюжеты (всего 4) с международного форекс-конгресса можно посмотреть в разделе видео нашего сайта.

Старт российской форекс-юрисдикции

Весной 2016 г. ЦБ пригрозил игрокам российского Forex режимом «Квалифицированный инвестор», закрывающим рынок для «обычных» граждан. 24 июня 2016 года Госдумой РФ принят закон-спутник к закону о СРО в сфере финансового рынка. Из текста закона устранены поправки, запрещающие форекс-дилерам заключать договоры с физическими лицами, не признанными в установленном законом порядке квалифицированными инвесторами. Введение режима «Квалифицированный инвестор» не получило поддержки.

UPD 11.12.2016 В будущем клиенты форекс-дилеров все же будут классифицированы.

Российская форекс-юрисдикция стартовала: 12 октября 2016 года Центральный банк Российской Федерации аккредитовал первую СРО форекс-дилеров (АФД) и выдал пятую лицензию одной из компаний-членов СРО НАФД, обеспечив тем самым ей более 26% лицензированных участников рынка и право на соискание официального статуса СРО форекс-дилеров. Мы поздравляем всех участников российского форекс-сообщества!

Тем временем Минфин, ЦБ РФ и СРО «АФД» приступили к разработке форекс-стандартов.

назад к содержанию ↰

3Коротко: основные положения закона о Форекс

Для тех, кому лень изучать всю вышеперечисленную эпопею попыток отрегулировать валютный рынок, мы вкратце поясним, что представляет собой новый Закон о Форекс:

  1. Законом дано определение профессиональных участников рынка Форекс, понятие дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс и форекс-сделки; для трейдеров предусмотрена судебная защита, налоговое сальдирование прибылей/убытков, прозрачное ценообразование и раскрытие информации о форекс-дилерах в соответствии с законодательством РФ.
  2. Регулированием Форекс в России занимается Центробанк совместно с СРО, саморегулируемыми организациями — сообществами участников отрасли.
  3. На сайте ЦБ будет опубликован реестр форекс-дилеров и СРО.
  4. Для получения права осуществлять соответствующую деятельность форекс-дилер должен вступить в саморегулируемую организацию (СРО).
  5. На сайтах СРО будут размещены реестры входящих в них форекс-дилеров; для аккредитации Центробанком СРО должна включать в себя не менее 26% лицензированных участников рынка; кроме того, есть некоторые требования к руководству СРО.
  6. Форекс-дилеры смогут оказывать на внебиржевом рынке услуги физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
  7. Форекс-дилеры обязаны получить лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера (приобретение статуса форекс-дилера) до 1 января 2016 года или прекратить осуществление такой деятельности.
  8. Срок рассмотрения Банком России пакета документов на получение лицензии — 60 рабочих дней.
  9. Работник форекс-дилера обязан иметь квалификационный аттестат первой серии (Аттестат ФСФР 1.0), «специалист финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами» (будет введена специальная, расширенная, программа квалификационных экзаменов).
  10. Размер собственных средств форекс-дилера должен составлять не менее 100 млн руб. и должен зависеть от принимаемых компанией рисков: чем выше риск, тем больше капитал.
  11. СРО форекс-дилеров обязана сформировать компенсационный фонд для выплат клентам компаний-банкротов, взнос в который при вступлении в нее составляет 2 млн руб.
  12. Если после банкротства дилера и использования компенсационного фонда средств для погашения обязательств перед трейдерами не хватает, участники СРО обязаны внести недостающую сумму пропорционально оборотам своих компаний до полного удовлетворения всех требований клиентов форекс-дилера, ставшего банкротом.
  13. Процедура банкротства определена законодательством РФ о банкротстве, выплаты клиентам будут производиться на основании решения суда в порядке очереди.
  14. Иностранные компании и их представительства не смогут осуществлять деятельность профессиональных участников финансовых рынков.
  15. Учредителями (участниками) форекс-дилера не вправе выступать юрлица, зарегистрированные в офшорах или у которых за нарушения была отозвана лицензия, а также работники форекс-дилера.
  16. Закон будет применяться ко всем компаниям, работающим в России, но никто не сможет запретить российским клиентам продолжать работу с иностранным юридическим лицом.
  17. Реклама компаний, не обладающих российскими лицензиями, но работающих на российском рынке, будет запрещена; за этим будут следить ЦБ и ФАС.
  18. Закон накладывает определенные ограничения на рекламу легальных форекс-дилеров, которые теперь обязаны включать в нее фразу о высоких рисках.
  19. Форекс-дилеры не могут выводить сделки на межбанковский рынок, а исполняют их внутри компании (внутренний клиринг)  и поставляют клиентам собственные котировки;
  20. Форекс-дилер обязан иметь основной и резервный комплексы программно-технических средств, расположенных на территории РФ; требования к ПТС устанавливаются стандартом СРО форекс-дилеров, при согласовании с ЦБ РФ.
  21. У клиента будет ограничена ответственность перед форекс-дилером: последний не сможет взыскать с него сверх того, что он внес в качестве маржи (обеспечения).
  22. Форекс-дилер может по своему усмотрению увеличивать требование к обеспечению сделки и сокращать плечо в зависимости от рисков волатильности валютных пар.
  23. Деятельность форекс-дилеров будет ограничена только валютными парами (CFDs, металлы и другие базисные активы пока не являются предметами регулирования закона).
  24. Максимальный размер кредитного плеча ограничен в законопроекте до 1:50 с возможностью увеличения соотношения по решению регулятора до 1:100.
  25. Форекс-дилеры должны вести учет и отражать изменения по заключаемым сделкам, предоставлять эту информацию регулятору и хранить ее; для этого форекс-дилер должен назначить специального сотрудника.
  26. Банковский счет форекс-компании, на который клиенты перечисляют средства, должен быть открыт в России, так же, как и банковские счета самих клиентов; закон, регулирующий рынок форекс, обязывает дилеров хранить клиентские средства на специальных счетах номинального держателя (до сих пор форекс-дилеры хранили деньги российских клиентов в офшорных банках).
  27. Форекс-дилеры становятся налоговыми агентами: теперь при выводе прибыли с клиента автоматически будет вычитаться налог.
  28. Совмещение банковской деятельности и форекс будет запрещено, но у банков останется возможность владеть форекс-компаниями.
  29. Закон вступает в силу с 1 октября 2015 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
  30. Законом предусмотрен переходный период (с 01 октября 2015 года по 1 января 2016 года); в рамках его организации, уже осуществляющие деятельность, отнесенной законом к деятельности форекс-дилера, вправе продолжить ее осуществление без лицензии.
  31. С 1 октября 2015 года ни одна организация, которая на эту дату не осуществляла деятельность форекс-дилера, не вправе начать ее осуществлять, не получив лицензию Банка России и не вступив в саморегулируемую организацию форекс-дилеров.
  32. С 1 октября 2015 по 1 января 2016 года допускается деятельность форекс-дилера осуществляемая организациями, организационно-правовая форма или профильная деятельность которых может не соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к форекс-дилерам (банки, зарубежные организации и прочие компании, которые до 1 января 2016 года должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона № 460-ФЗ, получить лицензию или уйти с рынка).
  33. В ближайшее время (первая половина 2017 года) должно появиться как минимум еще два документа по теме: Стандарт отраслевой СРО и нормативно-правовой акт Банка России.

Вы можете также ознакомиться с текстом закона о регулировании рынка Форекс в России от 29 декабря 2014 года в формате PDF или просмотреть его его в Российской Газете.

По мере поступления новых данных мы будем обновлять этот раздел статьи.

назад к содержанию ↰

Оставить отзыв

 

Отзывы к записи:

  1. Вадим 07.10.2015 / 20:14

    В закон о Форекс внесены некоторые изменения (ред. закона от 13.07.2015). В соответствии с ними сегодня мной были произведены корректировки в статье.

  2. Антон 19.12.2015 / 14:14

    Так, что насчет иностранных организаций? они могут действовать на территории РФ как и действовали или так же должны получать лицензию ?

    • Вадим 19.12.2015 / 14:34

      «Остается также неурегулированным вопрос предоставления услуг иностранными форекс-дилерами физическим лицам в РФ. В этой части предлагается обязать иностранных форекс-дилеров соблюдать законодательство РФ, регулирующее предоставление услуг форекс, в случае если клиент иностранного форекс-дилера использует IP-адрес, зарегистрированный на территории РФ», — подчеркивается в письме ЦБ от 25.11.2015 № 06-51/10063.

      «Однако то, о чем сказано в вышеуказанном письме, является позицией ЦБ, пока не воплощенной в закон. Следовательно, не имеет юридической силы. Поправки к федеральным законам РФ принимаются в трех чтениях. Давайте дождемся хотя бы того момента (если таковой вообще настанет), когда вышесказанное облекут в конкретный документ», — из комментариев компании представителей «Альпари».

    • Sergi 19.12.2015 / 18:59

      Да, если честно достали, уже шумиху разводить.
      Должен ли банк Швейцарии регулироваться центробанком РФ, если гражданин РФ открыл там вклад? Да по любому, должен, особенно если гражданин РФ зашёл на сайт Швейцарского банка с Российского IP.
      Даёшь мировую регуляцию центробанком РФ : )))
      Вы и понятия не имеете о том, что интересы простого трейдера никто не пытается защитить, это предлог, для одних, перекрыть кислород другим. Вам в новом законе напишут, минимальный депозит в Шесть Миллионов Рублей и плечо 1:10, вот вам и регуляция. А о том, что риск на самом деле не уменьшился, а увеличился, ровно на столько на сколько уменьшилось плечо, это Вы потом осознаете…
      И в добавок допишу, что некоторые форекс конторы, получают лицензию на имя бренда, но не на имя самой конторы, в которую трейдер деньги понесёт, соответственно выплаты в случае «скама» спросить не с кого…

      • Sergi 19.12.2015 / 19:20

        Прочитал на сайте АльпариФорексДилер: «Денежные средства, перечисляемые физическим лицом форекс-дилеру, зачисляются на номинальные счета, открытые в банках, находящихся на территории Российской Федерации. Это позволяет сделать процесс денежных переводов максимально прозрачным.»
        И ничего, что в течении года порядка двухсот банков закрылось? А ведь эти средства не будут являться вкладом с защитой АСВ. В общем в моём видении перспективы не радужные. Но, как говорят на ОРТ — Время покажет.

        • Вадим 19.12.2015 / 19:28

          «…зачисляются на номинальные счета, открытые в банках, находящихся на территории Российской Федерации. Это позволяет сделать процесс денежных переводов максимально прозрачным. И ничего, что в течении года порядка двухсот банков закрылось? А ведь эти средства не будут являться вкладом с защитой АСВ».

          «Максимально прозрачным» — не значит «максимально надежным». К тому же, АСВ защищает ничтожную часть средств вкладчиков, полтора миллиона — это копейки.

  3. vanek 19.12.2015 / 21:15

    Мне кажется, большинство клиентов останутся в офшорных юрисдикциях. Одни налоги чего стоят. Хотя, местное регулирование это серьезный плюс.

  4. Вадим 24.06.2016 / 14:47

    24 июня Госдумой РФ в третьем чтении был принят закон-спутник к закону о СРО в сфере финансового рынка.

    Из текста закона устранены поправки, запрещающие форекс-дилерам заключать договоры с физическими лицами, не признанными в установленном законом порядке квалифицированными инвесторами. Иными словами, режим «Квалифицированный инвестор» отменяется.

  5. Вадим 18.07.2016 / 17:03

    СРО ЦРФИН переименована в НАФД (Национальная ассоциация форекс-дилеров).

  6. thracnumtio 01.08.2016 / 19:09

    Закон полезен только тем кто хочет безопасных операций. Все оффшорные как работали так и будут работать. На них наши законы не распространяются.

  7. Александр КУЗЬМИЧЁВ 17.01.2017 / 06:20

    Рано или поздно, но найдутся в Государственной Думе РФ настоящие народные депутаты, которых будет беспокоить судьба миллионов граждан России. Ведь надо же беспокоится не только о своём личном кармане, А пока надо ждать пока проснётся СОВЕСТЬ у наших ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ.

  8. Александр КУЗЬМИЧЁВ 17.01.2017 / 06:26

    Мне кажется Крылов в своей басни писал о депутатах нашей ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ:»А вы друзья как не садитесь, а в музыканты не годитесь» Им дорогим и избранным не до форекса. Им нет надобности подрабатывать на ФОРЕКСЕ. Зарплату сами себе устанавливают. Как говорят: своя рука владыка.

наверх